воскресенье, 20 марта 2011 г.

Кто ж ее снесет? Она же памятник.

http://llyn.biz/view1244 31 марта в 13.00 около здания Москомнаследия прошел пикет в защиту ракеты «Восток», в котором участвовало примерно 30 человек: представители «Левого фронта», партии «Яблоко» и простые москвичи. Они требовали присвоить ей статус памятника культуры, чтобы защитить от сноса.
По мнению депутата МГД С. С. Митрохина, до тех пор, пока ракета «Восток» не имеет юридической защиты, вероятность этого очень высока. Если же ее признают объектом культурного наследия, станет возможным провести экспертизу ее технического состояния и при необходимости отреставрировать.

Поводом для возмущения послужила официальная позиция Москомнаследия, которая была выражена в бумаге за подписью заместителя председателя комитета А. Филяева. По его утверждению, ракета не представляет историко-художественной ценности, так как является макетом. При этом комитет не предъявил никаких документов, подтверждающих эту точку зрения. По словам представителя инициативной группы Романа Дьячкова, это настоящая ракета, которая изготовлена в заводских условиях и может считаться технологическим образцом. Тем более «Восток», на котором летал Гагарин, не сохранился. Ракета-носитель сгорела в плотных слоях атмосферы, в то время как космонавт приземлился в спускаемой капсуле.

К центральному входу участников не пустили, поэтому плакаты развернули прямо в арке перед зданием.

Митингующие скандировали лозунги: «Ракете «Восток» статус памятника», «Ракета – памятник – решил народ. Москомнаследие народу врет» и «Гагарин нас бы поддержал».

Хотя пикет был санкционирован префектурой ЦАО, у активистов с самого начала возникли проблемы с гражданами в штатском, представившимися сотрудниками «первого отдела». Затем к ним присоединились милиционеры, которые заявили, что пикетчики мешают проходу посетителей Москомнаследия (хотя пикет проходил в обеденный перерыв, и посетителей не было) и должны уйти подальше от входа в здание. Представитель управы, не пожелавший представиться, предъявил бумагу, которая переносила акцию протеста в сквер на Новокузнецкой, датированную 30 апреля. По закону менять условия пикета должны не менее чем за три дня, поэтому С. С. Митрохин посчитал документ недействительным. Возникла словесная перепалка. Вскоре подъехал дополнительный наряд милиции, и пикетчиков стали оттеснять из арки к тротуару Пятницкой улицы.
Сотрудники правоохранительных органов вырвали у активистов несколько плакатов и стали угрожать задержанием. Пикет все же продолжился, никто из его участников задержан не был, однако закончился он на 5-10 минут раньше.

Участники подготовили обращение на имя председателя комитета Валерия Шевчука и требовали, чтобы кто-то из чиновников вышел к ним для официального разговора. Передать документ в канцелярию Москомнаследия в итоге удалось, но никто так и не выступил перед пикетчиками. В конце апреля протестующие также решили провести митинг против уничтожения ракеты уже непосредственно на ВДНХ.

«Восток» – дело тонкое


В сентябре 2008 года на территории ВВЦ был разрушен самолет Ту-154. Ряд чиновников заявили, что ракета «Восток» также может быть заменена на другой образец ракетной техники. На планах реконструкции ВВЦ ее нет на своем месте. «Для меня ВДНХ – это один из тех уголков Москвы, где прошла молодость. А Ту-154 это вообще символ нашей юности. Зачем его было уничтожать. Ну, не нравится – отвезите, поставьте в другое место. Сейчас к ракете подбираются. Такое впечатление, что у них вообще ничего нет – ни совести, ни памяти», – прокомментировал ситуацию Савва Ямщиков, председатель ассоциации реставраторов России.

Так как «Восток» является аналогом космического корабля, на котором 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин полетел в космос, инициативная группа граждан выступила против ее уничтожения на ВВЦ и потребовала признать её объектом культурного наследия. В Министерство культуры России было направлено обращение граждан, под которым подписались несколько сотен москвичей. По закону инициатива включения объектов в реестр памятников принадлежит региональным властям, поэтому обращение было спущено в Москомнаследие.

Комментариев нет: